Правительство России подготовило положительный отзыв на законопроект, предусматривающий введение демонстрационных экзаменов при обучении на рабочие специальности в рамках профессионалитета. Под демонстрационным экзаменом подразумеваются некие практические действия, объясняли в свое время инициаторы проекта.
Инициатива была отправлена в правительство для получения отзыва группой сенаторов. Законопроектом предусматривается введение формы организации образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования — профессионалитета, рассказал председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
«При этом устанавливается возможность проведения государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам в форме демонстрационного экзамена, результаты которого могут признаваться советами по профессиональным квалификациям в качестве результатов независимой оценки квалификации в случаях и порядке, определяемых Правительством Российской Федерации», — отметил Владимир Груздев.
По его словам, предполагается, что демонстрационный экзамен будет проводиться в условиях и на оборудовании, максимально приближенных к конкретному производству, что позволит работодателям оценить прикладные навыки и возможности выпускников для последующего трудоустройства. Выпускникам необходимо будет выполнить определенные работы по профилю. Например, токарям — выточить детали, парикмахерам — сделать стрижку, сварщикам — выполнить сварку. И так далее.
«Во многом проект предполагает возвращение к системе профессиональных училищ, успешно действовавшей в советские времена. В профессиональных училищах молодые люди получали образование в достаточно короткие сроки, осваивая рабочие специальности», — подчеркнул председатель Правления АЮР.
В России с 2022 года реализуется федеральный проект «Профессионалитет», предусматривающий создание образовательно-производственных кластеров на базе образовательных организаций в связке с конкретными работодателями для подготовки кадров под запрос. По данным на конец прошлого года, таких кластеров создано 350 в 79 субъектах Российской Федерации по 24 отраслям с участием 1 600 предприятий и организаций.
Кроме того, в рамках федерального проекта «Профессионалитет» проводится эксперимент для образовательных организаций — участников образовательно-производственных кластеров по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования. Эксперимент предусматривает интенсификацию образовательной деятельности на основе совершенствования практической подготовки на современном оборудовании. В настоящее время по таким программам обучается около 350 тысяч студентов в 68 субъектах Российской Федерации.
«С учетом успешного опыта реализации модели целевой отраслевой подготовки кадров под запрос конкретных работодателей в рамках федерального проекта «Профессионалитет» законопроектом предлагается закрепить указанную модель как форму организации образовательной деятельности. Данная форма предполагает комплексное участие работодателей в подготовке кадров, начиная от участия в управлении образовательной организацией, заканчивая участием в разработке образовательных программ, практической подготовке и оценке качества выпуска для последующего трудоустройства», — пояснил Владимир Груздев.
Методическое, организационно-техническое обеспечение, а также организация разработки контрольных измерительных материалов и их экспертиза, обеспечение контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий будут осуществляться Министерством просвещения России. Правительством России проект поддержан.
По материалам сайта Российской газеты