25 июля вступили в силу поправки в законодательство, которые обяжут банки проверять переводы тщательнее. Как это поможет тем, кого «развели» по телефону? И что делать, если перевёл деньги мошенникам, но быстро это понял? Добро.Медиа разбирались вместе с членом Ассоциации юристов России, партнёром юридической службы Kh legal Сергеем Хаустовым.
Теперь не только клиент банка, но и финансовое учреждение может понести убытки, если человек перевёл деньги мошенникам.
Банки станут проверять переводы
Число способов обмана граждан постоянно растёт. Поможет ли новый закон защитить человека, который перевёл деньги мошенникам? Скорее всего, да. Но далеко не во всех случаях.
«Способы телефонного мошенничества разнообразны, но условно их можно разделить на две группы, – рассказал член Ассоциации юристов России, партнёр юридической службы Kh legal Сергей Хаустов. – Первая – когда клиент оформляет кредиты и переводит деньги. Вторая – когда злоумышленники получают доступ к кабинету банка и сами совершают все операции. Изменения закона защищают тех клиентов, которые попадают во вторую группу».
Например, злоумышленники обманом получили доступ к кабинету сотового номера, выпустили карту e-СИМ, восстановили пароль от личного кабинета банка, оформили кредит и перевели деньги дропперу (подставное лицо, которое помогает обналичить похищенные средства).
После этого человек, который сам не перевёл деньги на карту мошенника, вынужден платить кредит. Скорее всего, он узнает о нём лишь после первых просрочек.
«Раньше обязанности у банка проверять подозрительные операции в законе не было. Возвраты денег без участия судов не происходили вовсе. По крайней мере, мне неизвестны такие случаи. А судебные решения в пользу клиентов носят единичный характер, – отметил Сергей Хаустов. – Теперь банк будет обязан приостановить подозрительную операцию сроком на два дня и провести проверку по стандарту из закона».
Если клиент перевёл деньги мошенникам
Теперь финансовое учреждение обязано проверять счёт, на который отправлены деньги, по базе Банка России. Туда вносят данные тех, кто уже засветился в подозрительных схемах.
После этого клиент, который предположительно перевёл деньги мошенникам, получит СМС или push-уведомление. Он должен в течение дня сообщить, что операцию совершили без его согласия. Тогда банк вернёт деньги за 30 дней.
Ранее обязанности банка проверять операции и возмещать без суда списанные деньги отсутствовали, отмечает Сергей Хаустов.
«По существу, основная цель закона – создать для банка стимул создать процедуры контроля за возможными слабыми местами системы – например, получением кредита по СМС», – говорит юрист.
Что делать если перевёл деньги мошенникам?
Если вас обманули, но вы это быстро поняли, Сергей Хаустов советует действовать так:
— Сразу же обратитесь в банк и сообщите, что перевели деньги на карту мошенника. Если возможно, сходите в офис и поговорите с сотрудником лично; запишите, с кем общались
— Подайте заявление в полицию о мошеннической операции
— Подайте заявление в ЦБ РФ на предмет проведения проверки в отношении банка
— Проверьте свои счета во всех кредитных организациях
— Сделайте запрос в бюро кредитных историй.
«Практика применения нормы покажет её эффективность, – отметил Сергей Хаустов. – Результатом может стать кратное сокращения числа мошеннических операций до конца 2024 года. А может и не стать. Фактор влияния здесь – заинтересованность банка внедрять фильтры мошеннических операций».
По материалам сайта Добро.Медиа.