Новый законопроект устанавливает отпуск для работников, являющихся инвалидами, не менее 30 календарных дней, также закрепляются основные направления борьбы с просроченной задолженностью по заработной плате.
Сенаторами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», направленный на защиту прав работников. Авторами законопроекта являются председатели обеих палат парламента Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин, сенаторы РФ Инна Святенко, Андрей Турчак, Андрей Клишас, Дарья Лантратова и депутаты Государственной Думы.
При подготовке документ обсуждался и согласовывался со всеми сторонами социального партнерства – Правительством РФ, профсоюзами и объединениями работодателей. Предлагаемые изменения подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) по осуществлению контроля за выполнением работодателями обязательств по соглашениям. На сегодняшний день правовая база содержит недостаточно четкие формулировки в этой сфере, отмечается в пояснительной записке законопроекта.
Действующее регулирование нормами статьи 51 Трудового кодекса РФ возлагает контроль за выполнением соглашений на стороны социального партнерства и соответствующие органы в сфере охраны труда. Новый законопроект дополняется нормой, которая устанавливает ежегодный основной оплачиваемый отпуск для работников, являющихся инвалидами, продолжительностью не менее 30 календарных дней.
Также в Трудовом кодексе закрепляются основные направления борьбы с просроченной задолженностью по заработной плате. Так, предполагается создание межведомственной комиссии, в которую в обязательном порядке в каждом субъекте Федерации войдут представители сторон социального партнерства. Они будут обобщать информацию об имеющейся просроченной задолженности, о рисках, возникающих в связи с этим, будут вырабатывать дорожную карту для покрытия долга по зарплате, принимать меры для предотвращения его образования. В частности, такие комиссии будут иметь право заслушивать тех работодателей, у которых возникли сложности с оплатой труда, простой или остановка производства.
Законопроектом устанавливается государственный контроль над исполнением соглашений. Сейчас он осуществляется сторонами социального партнерства, а механизм государственного контроля за соблюдением положений соглашения отсутствует. Предлагается уточнить полномочия Роструда в части проверок за выполнением работодателями обязательств по соглашениям. Таким образом, эти соглашения будут проверяться как закон или подзаконный акт.
В законопроекте также уточняется процедура временной приостановки трудового договора у одного работодателя и оформления трудового договора у другого работодателя, если для этого есть объективная необходимость. Например, у работодателя на прежнем месте работы возникли сложности, и он хочет направить имеющихся сотрудников в другую организацию. Таким образом, возникает альтернативная возможность предоставления персонала (ранее персонал предоставлялся частными агентствами занятости или аффилированными работодателями).
Согласно проекту федерального закона сохраняются и даже усиливаются гарантии для тех, кто предоставлен частными агентствами занятости. Например, нельзя будет направлять работников в организации, где проводится забастовка. Также будет запрещено использовать работников со стороны в организациях, начавших процедуру банкротства, если там возник простой или имеет место сокращение рабочей смены, рабочей недели.
Привлеченные работники должны будут не только получать такую же зарплату, как и штатные работники, занимающие аналогичные должности, но и иметь такие же права в сфере охраны труда: принимающая сторона должна при необходимости проводить инструктаж по технической безопасности, те организации, которые направили людей на временную работу, должны осуществлять контроль над тем, как она проводится.
Как считают сенаторы, принятие законопроекта будет способствовать повышению уровня защиты трудовых прав работников, снижению случаев нарушения трудового законодательства.
По материалам сайта Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.