В законодательстве предложили закрепить единые принципы проведения онлайн-выборов любого уровня. Такой законопроект депутатов Дмитрия Вяткина и Дмитрия Ламейкина («Единая Россия») планируют рассмотреть в первом чтении на пленарных заседаниях Госдумы в весеннюю сессию.
Инициативой предлагается закрепить, что дистанционное электронное голосование (ДЭГ) может проводиться только с использованием государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы» или других систем, в том числе и региональных, прошедших сертификацию и отвечающих требованиям Центризбиркома.
Также хотят закрепить обязательное прохождение процедур идентификации, аутентификации и подтверждения личности для голосующих в таких системах. Процедура должна обеспечить анонимность голосов, их шифрование в ходе выборов и расшифрование после их завершения.
Для участия в электронном голосовании, исходя из документа, избиратели должны будут подать заявление, которое затем пройдёт проверку и сопоставление с данными регистра избирателей. После этого сформируются списки участников онлайн-голосования.
На специальном интернет-портале участник проходит идентификацию, аутентификацию и подтверждение личности. На следующем этапе процедуры онлайн-голосования предлагается анонимизировать личность избирателя — только после этого он получит доступ к электронному бюллетеню.
После поступления анонимного голоса в систему данные должны зашифровываться и сохраняться в таком виде в базе до завершения голосования. Для зашифрования и расшифрования предназначены отдельные ключи. Всё это позволит обеспечить невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления, полагают авторы.
В документе также говорится о необходимости сохранять результаты выборов неизменными.
Поводом для разработки проекта стал опыт применения дистанционного электронного голосования на выборах в 2019-2021 годах. По мнению депутатов, результаты показали, что нужно установить основные принципы проведения такого голосования, единые для всех выборов и референдумов на территории страны.
В ходе рассмотрения вопроса большое внимание уделялось позиции Центризбиркома России. Так, заместитель главы ЦИК России Николай Булаев отметил, что в законе важно определить концептуальные, рамочные вещи, а не детально расписывать всю процедуру ДЭГ: «Допустимы отсылочные нормы, дающие право, например, ЦИК России принимать документы в развитие и по реализации данного законопроекта».
Заместитель Председателя ЦИК также рассказал, что новая версия ГАС «Выборы» даст системе ДЭГ абсолютно новое развитие и новые возможности для организации наблюдения и обучения наблюдателей.
При этом он подчеркнул, что ДЭГ в обозримом будущем не станет основным способом голосования при проведении выборов различного уровня. Николай Булаев добавил, что Центризбирком заинтересован в использовании ДЭГ не только на выборах, но и на иных мероприятиях, где требуется соблюдение тайны голосования и быстрое подведение итогов. Он отметил, что это является особенно актуальным в условиях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, вызванной распространением коронавирусной инфекции COVID-19.
По материалам сайтов Ассоциации юристов России и ЦИК России