Если заявившая об уходе с российского рынка иностранная компания не исполнила свои договорные обязательства, например отказалась от гарантийного обслуживания автомобиля, то к ней можно предъявить иск — как личный, так и коллективный, если граждане столкнулись с одинаковой проблемой. Вместе с экспертами «Парламентская газета» разбиралась, как потребителю добиться защиты своих прав.
Допустим, человек купил дорогую кофе-машину, к которой подходят капсулы лишь одного зарубежного производителя, а теперь этот производитель заявил об уходе с российского рынка, то есть уникальных капсул в нашей стране больше не будет, и оборудование превратится в предмет интерьера. Такую вполне реальную ситуацию привел в своем Telegram-канале зампред Госдумы Сергей Неверов. Он считает ее поводом подать коллективный иск к компании, оставившей потребителей без хорошего кофе.
«Мне кажется, появилась прекрасная возможность… вкатить от имени всех обманутых, в один день лишенных гарантий и сервисов граждан многомиллиардный иск», — написал депутат.
Возможность подавать коллективные судебные иски по гражданским делам появилась у россиян в 2019 году с принятием соответствующего закона. В суд общей юрисдикции может обратиться группа от двадцати человек, а для рассмотрения дела в арбитраже достаточно пяти истцов. При этом должны быть соблюдены четыре условия, напомнил заслуженный юрист России Иван Соловьев: наличие общего ответчика, единый предмет спора, то есть нарушены однородные права и интересы, есть схожие фактические обстоятельства дела и выбран одинаковый способ защиты прав группы лиц.
К коллективному иску может присоединиться любой человек как на стадии подготовки, так и после его направления в суд. Плюсом для любого участника коллективного иска является отсутствие необходимости индивидуальной работы и оплаты услуг юристов и пошлины — закон предполагает возможность возложения расходов на ответчика, сказал «Парламентской газете» Соловьев.
Коллективные иски россиян к ушедшим из нашей страны компаниям имеют перспективы быть рассмотренными, а вот гарантировать получения компенсаций по ним нельзя — фирмы могут проигнорировать их так же, как они уже наплевали на интересы российских потребителей, добавил юрист.
«Ну а мы вполне можем и должны спросить с иностранного бизнеса на только стоимость оборудования, но и компенсацию моральных издержек, которые мы понесли, наблюдая все это непотребство», — прокомментировал Иван Соловьев.
Заявления зарубежных компаний об уходе не означают прекращения ими своих гарантийных обязательств, объяснила член Ассоциации юристов России Асия Мухамедшина. Юрлица иностранных производителей по-прежнему существуют в России, отметила она, хотя фирмы и столкнулись с логистическими сложностями — не поступают ни новые товары, ни комплектующие для обслуживания ранее приобретенных.
«Но ответственность продавца перед потребителем никто не отменял, и ограничения в виде закрытия точек продаж не может чинить препятствий покупателю на защиту своих прав», — сказала «Парламентской газете» юрист.
Если магазин или сервисный центр закрыт, а значит, нет возможности обслуживать покупку — будь то кофе-машина или целый автомобиль, покупатель может получить денежную компенсацию. Для этого ему нужно написать письмо продавцу, чей адрес можно найти в едином госреестре юридических лиц, который ведет Федеральная налоговая служба. Роспотребнадзор на своем сайте опубликовал разъяснение, из которого следует, что вся корреспонденция, доставленная по указанному в ЕГРЮЛ адресу, считается полученной, даже если на практике фирмы в этом месте не оказалось.
Впрочем, отправленное и полученное по всем правилам письмо не гарантирует ответной реакции. На этот случай в Роспотребнадзоре напомнили, что юрлицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Иски исками, но обслуживать иномарки как-то нужно, считают в Союзе потребителей России. Его председатель Петр Шелищ рассказал, что направил письмо в адрес руководителей компаний — членов Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (копия есть в редакции «Парламентской газеты»). Он ссылается на статью закона о защите прав потребителей, по которой изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы.
«Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока — в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю», — говорится в направленном запросе.
По материалам сайта Парламентской газеты